Caché

High performance
multi-model database

Часть 4: Быстрое создание богатых веб-приложений с помощью технологии InterSystems Zen

Многие из современных приложений предоставляют пользовательский интерфейс в веб-браузере. И многие из этих интерфейсов так же «богаты» (насыщены), как и пользовательские интерфейсы настольных компьютеров. Включенная в Caché технология InterSystems Zen™ позволяет создавать веб-приложения в рекордно короткие сроки.

Технология CSP

Основой InterSystems Zen и технологией, предоставляющей механизмы для работы веб-приложений, является технология Caché Server Pages (CSP). Некоторые из ее свойств и возможностей перечислены ниже.

  • Динамические серверные страницы. В отличие от традиционных веб-серверов, просто возвращающих на браузер статические HTML-страницы, технология CSP предполагает динамическое создание страниц на сервере с помощью прикладного кода. При этом приложения могут значительно быстрее реагировать на множество различных запросов и объединять соответствующие результирующие страницы для их возврата на браузер.
  • Модель сессии. Все процессы обработки, связанные со страницами конкретного браузера, трактуются как часть единой сессии: от первого запроса браузера и до завершения работы приложения или превышения таймаута в обмене сообщениями.
  • Сохранение состояния на сервере. В течение сессии данные приложения на сервере и даже весь контекст приложения могут автоматически удерживаться в памяти в промежутках между запросами браузера. Это значительно упрощает разработку и эксплуатацию сложных приложений.
  • Аутентификация пользователей. Для аутентификации пользователей могут применяться любые из используемых в Caché аутентификационных механизмов.
  • Шифрование. Caché автоматически кодирует информацию в URL, для того чтобы обеспечить аутентификацию пользователей и предотвратить несанкционированный доступ. Ключ шифрования хранится только на сервере и действует только во время одной сессии.

Архитектура классов для веб-страниц

Архитектура классов для веб-страницВ системе Caché каждая веб-страница является объектом – экземпляром класса страницы, который содержит методы для генерирования содержимого страницы. Обычно классы страниц – потомки стандартного класса веб-страницы %CSP.Page, который обеспечивает все страницы различными функциональными возможностями, в частности – возможностями генерации заголовков и шифрования. Такая основанная на классах архитектура упрощает внесение изменений и обеспечение единства стиля всего приложения. Кроме того, эта архитектура предоставляет все преимущества объектного программирования при создании веб-приложений.

Как правило, мы рекомендуем создавать классы страниц, содержащие только описание интерфейса пользователя. Бизнес-логика и логика работы базы данных должны содержаться в других классах, чтобы обеспечить четкое разделение между кодом пользовательского интерфейса и кодами по работе с БД и бизнес-логики. Такое разделение упростит добавление в дальнейшем дополнительных пользовательских интерфейсов.

Технология Zen и веб-страницы на основе компонентов

Технология InterSystems Zen предоставляет простой способ быстрого создания сложных насыщенных данными веб-приложений с визуально привлекательным высокоинтерактивным интерфейсом пользователя. Zen не является языком программирования четвертого поколения. Zen – это богатая библиотека предварительно построенных объектных компонентов и средств разработки на основе созданной корпорацией InterSystems технологии CSP и объектной технологии. Zen особенно подходит для разработки веб-ориентированных версий клиент-серверных приложений, которые были первоначально созданы с использованием таких средств разработки приложений в среде клиент/сервер, как Visual Basic или PowerBuilder.

Компоненты Zen позволяют выполнять намного больше динамических взаимодействий: вы не ограничены лишь возможностью передачи значений на сервер с использованием механизма “Submit”. К примеру, используя компонент формы в Zen (Zen form component), вы можете задать вашу собственную процедуру валидации, включая немедленные вызовы сервера без необходимости направления запроса страницы и ее последующей перерисовки. Для пользователей такой процесс ввода данных выглядит более естественным.

В Zen применяется CSP-механизм управления сеансом, обеспечивающий аутентификацию пользователя, шифрование данных и сохранение неизменяемых данных сеанса по запросам страниц. Всё сообщение между браузером и сервером происходит посредством передачи объектов между ними с использованием более передовой версии метода, часто называемого AJAX (Asynchronous JavaScript and XML).

Страницы на базе Zen могут быть легко скомбинированы со страницами, разработанными с помощью других методов веб-разработки на основе CSP.

Что такое «компонент Zen»

Компонент Zen представляет собой описание класса, которое специфицирует внешний вид и поведение компонента на странице. Определение класса в Zen содержит (в составе единого документа) полное описание компонента, включая стили, код на стороне сервера и код на стороне клиента.

Во время выполнения Zen создает два объекта для каждого компонента, используемого на странице: объект на клиентской стороне, который автоматически создается Zen как объект JavaScript в браузере, и объект на серверной стороне. Zen в автоматическом режиме управляет состоянием обоих объектов и потоком информации между ними.

Типы компонентов Zen

Библиотека Zen включает в себя компоненты, реализующие все стандартные типы HTML-контроля: поля ввода, текстовые поля, кнопки, поля метки и т.д. Эти компоненты имеют дополнительные типы поведения, унаследованные из класса контроля, используемого в Zen.

Zen также включает в себя набор более сложных насыщенных данными компонентов, которые автоматически отображают данные из БД и «знают», как динамически обновлять эти данные в ответ на определенные пользовательские события. Например, используемый в Zen мощный табличный компонент автоматически отображает данные внутри таблицы с использованием запроса к базе данных. Табличный компонент поддерживает разбиение текста на страницы, прокрутку текста, сортировку по столбцам, фильтрацию и разные стили. Содержимое таблицы может быть обновлено с сервера без перерисовки всей страницы.

В число других компонентов Zen входят:

  • Menu – поддерживаются различные типы меню;
  • Grid – для добавления поведения стилей электронных таблиц к веб-странице;
  • Tree – для отображения иерархических данных с элементом управления деревьями);
  • Tab – компонент-вкладка содержит набор вкладок, каждая из которых содержит набор других компонентов;
  • Chart – реализуется широкий комплекс компонентов-диаграмм с использованием формата SVG, включая линейные диаграммы (line charts), диаграммы с областями (area charts), круговые диаграммы (pie charts), а также диаграммы, показывающие верхние и нижние значения данных (hie-low charts), и точечные диаграммы (XY charts);
  • Graphical Meter – спидометры, датчики и т.п. позволяют отображать данные как динамические визуальные компоненты.

Изменение внешнего вида компонентов библиотеки Zen

Все компоненты Zen поддерживают набор свойств, которые управляют внешним видом приложения. Приложения могут настраивать эти свойства во время выполнения для изменения значений, внешнего вида и поведения компонентов.

Внешний вид также управляется описаниями стилей CSS (Вы можете переопределить эти стили,чтобы изменить шрифты, цвета, размер и т.д.) применительно ко всему приложению, отдельной странице или отдельному компоненту.

Вы можете создавать подклассы компонентов, содержащихся в библиотеке Zen, для дальнейшего переопределения внешнего вида и поведения.

Создание новых компонентов Zen

Одно из главных выигрышных свойств Zen – возможность легко создавать новые компоненты.

Каждый компонент Zen реализуется как класс. Для создания нового компонента нужно:

  1. создать новый класс компонента, который может быть подклассом существующего компонента;
  2. реализовать метод, исполняющий HTML-контент данного компонента;
  3. описать методы на серверной и клиентской сторонах для реализации поведения компонента во время выполнения;
  4. убедиться в том, что заданный класс включает в себя описания каскадного листа стилей, необходимые для спецификации внешнего вида компонента.

Как осуществить локализацию приложения на базе Zen для разных языков

При необходимости технология Zen автоматически поддерживает набор всех текстовых значений (названий, заголовков и т.д.), отображаемых включенными в решение компонентами приложения в специальной таблице локализации. Вы можете экспортировать таблицу локализации приложения в виде XML-документа, транслировать значения в другие языки и импортировать новые таблицы.

Во время выполнения Zen использует текстовые значения на основе выбранного на данный момент языка пользовательского браузера.

Поддержка формата SVG

SVG обеспечивает применение эффективного стандартного способа полноценного отображения графических данных на веб-странице. Zen, помимо прочего, дает возможность создавать графические компоненты, выполняющиеся с использованием SVG, и поддерживать широкий набор предварительно созданных на основе SVG компонентов.

Браузеры, поддерживаемые технологией Zen

Zen работает с браузерами Firefox, Chrome, Safari и Internet Explorer (версия 7.0 и выше). Для Internet Explorer нужен подключаемый модуль Adobe SVG, если вы желаете использовать SVG-компоненты Zen.

Отчеты Zen

гамакZen поставляется вместе с широким набором средств для определения и генерирования задаваемых пользователем отчетов. Zen Report является особым типом класса Zen, который позволяет указать отчеты в формате XHTML или PDF. Встроенный в систему графический редактор визуального расположения содержимого дает возможность полностью контролировать компоновку и внешний вид отчетов и включать в них диаграммы, используемые в Zen. Отчеты могут выводиться в браузере или распечатываться либо на стороне сервера, либо на локальном принтере. Благодаря поддержке функции формирования отчетности в Zen ваше насыщенное данными интернет-приложение может точно воспроизводить отчеты, которые привыкли видеть пользователи, или легко генерировать новые требующиеся вам отчеты.

Преимущества Caché

«Богатые» пользовательские веб-интерфейсы: Визуально привлекательные высокоинтерактивные страницы могут генерироваться в форме, более схожей с тем, что мы видим в GUI клиент-серверных приложений, чем в простом традиционном браузере с кнопкой SUBMIT. Для пользователей интерактивный формат выглядит более естественным, и в применении он более прост.

Быстрая объектная разработка: Использование предварительно созданных компонентов ускоряет процесс разработки и облегчает последующее внесение изменений.

Унифицированные пользовательские интерфейсы: Компонентная архитектура упрощает определение и поддержание единого стиля приложения и правил поведения.

Автоматическое генерирование отчетов: Необходимые отчеты могут создаваться автоматически, распечатываться или передаваться на браузеры пользователей.

Caché

High performance
multi-model database

Building Rich Web Applications Fast with InterSystems Zen Technology

Many of today’s applications provide a user interface that runs in a Web browser. And many of those interfaces are as rich and sophisticated as those of applications deployed on a desktop computer. Caché includes InterSystems Zen technology, which enables the creation of rich Web database applications in record time.

CSP technology

Underpinning Zen, and providing the mechanisms for running Web applications, is our Caché Server Pages (CSP) technology. Some of the characteristics of Caché Server Pages are:

  • Dynamic Server Pages – Pages are created dynamically on the application server by application code, rather than having a Web server simply return static HTML. Applications can respond rapidly to a variety of different requests and tailor the resulting pages that get sent back to the browser.
  • Session Model – All of the processing related to pages from a single browser are considered part of a session – from the first browser request until either the application is completed or a programmable timeout occurs.
  • Server State Preservation – Within a session, application data on the server – and even the entire application context – can be automatically retained across browser requests, making it much easier to develop and run complex applications.
  • User Authentication – Any of Caché’s authentication mechanisms may be used.
  • Encryption – Caché automatically encrypts data in the URL, to help authenticate requests and prevent tampering. The encryption key is kept only on the server, and it is only good for the life of the single session.

Class Architecture of Web Pages

Class Architecture Of Web PagesIn Caché, every Web page is an object – an instance of a page class that contains methods (code) to generate the page contents. Usually page classes are derived from a standard Web page class “%CSP.Page” that provides every page with various built-in capabilities, such as the generation of headers and encryption. This class architecture makes it easy to change behavior for an entire application and to enforce a common style. It also brings all of the other programming advantages of object programming to Web development.

In general, we recommend that page classes contain only user interface logic. Business logic and database logic should be put into different classes, so that there is a clean separation of user interface code from the business and database logic, and it is easier to add additional user interfaces later.

Zen and Component-based Web Pages

Zen provides a simple way to rapidly create complex, data-rich Web applications with a sophisticated visual appearance and highly interactive user interface. Zen is not a 4GL – it is a rich library of pre-built object components and development tools based on InterSystems’ CSP and object technology. Zen is especially appropriate for developing a Web version of client/server applications that were originally built with tools such as Visual Basic or PowerBuilder.

Zen components allow much more dynamic interactions – you’re not restricted to the “submit” mechanism to send values to the server. For example, with the Zen form component, you can define your own custom validation, including immediate calls to the server without requiring a page request and subsequent repainting. For users, this represents a more natural way to enter data.

Zen uses the session management mechanism of CSP, providing user authentication, data encryption, and the retention of persistent session data across page requests. All communication between the browser and server occurs by sending objects back and forth using a more sophisticated version of the technique often referred to as AJAX (Asynchronous JavaScript and XML).

Zen-based pages can be easily intermixed with pages developed using other CSP-based approaches to Web development.

What Is a Zen Component?

A Zen component is a class definition that specifies the appearance and behavior of the component on the page. The Zen class definition contains, in a single document, the entire definition of a component, including the style sheets, server code, and client code.

At run time, Zen creates two objects for each component used in a page: a client-side object that Zen automatically creates as a JavaScript object within the browser, and a server-side object. Zen automatically manages the state of both objects and manages the flow of information between them.

Types of Zen Components

The Zen library includes components that implement all the standard HTML control types: input boxes, text boxes, buttons, check boxes, etc. These components have additional behaviors inherited from the Zen control class.

Zen also includes a set of more complex, data-rich components that automatically display data from the database and know how to dynamically update this data in response to user events. For example, Zen’s powerful table component automatically displays data within an HTML table using a database query. The table component supports paging, scrolling, sorting by columns, filtering, and a variety of styles. The contents of the table can be refreshed from the server without repainting the entire page

Other Zen components include:

  • Menu – A variety of menu types are supported.
  • Grid – Add spreadsheet-style behavior to a Web page.
  • Tree – Display hierarchical data with a tree control.
  • Tab – A tab component contains a series of tabs, each of which contains a series of other components.
  • Chart – A rich set of chart components are implemented using SVG, including line, area, bar, pie, hi-low, and XY charts.
  • Graphical Meters – Speedometers, gauges, etc., let you display data as dynamic visual components.

Changing the Appearance of the Zen Library Components

All Zen components support a set of properties that control look and feel. Applications can set these properties at run time to change the values, appearance, and behavior of components.

The visual appearance is also controlled by Standard CSS (Cascading Style Sheet) style definitions. You can override these styles (to change fonts, colors, size, etc.) on an application wide, a page-wide, or an individual component basis.

You can create sub-classes of the Zen library components to further override appearance and behavior.

Creating New Zen Components

One of the main strengths of Zen is that it is easy to create new components.

Every component is implemented as a class. To create a new component: (1) create a new component class that can be a subclass of an existing component; (2) implement a method that renders the HTML content of the component; (3) define the server-side and client-side methods that implement the runtime behavior of the component; and (4) make sure the class includes the CSS-style definitions needed to specify the visual appearance of the component.

How to Localize a Zen Application for Different Languages

If desired, Zen automatically maintains a set of all text values (titles, captions, etc.) displayed by an application’s incorporated components in a special localization table. You can export the application’s localization table as an XML document, translate the values to other languages, and import the new tables.

At run time, Zen uses the text values based on the current language preference of the user’s browser.

SVG Support

SVG (Scalable Vector Graphics) provides a powerful, standard way to display rich graphical data within a Web page. Zen includes the ability to create graphical components that render themselves using SVG and includes a rich set of pre-built SVG-based components.

What Browsers Does Zen Support?

Zen works with Firefox, Chrome, Safari, and Internet Explorer (v7.0 and above). For Internet Explorer, the Adobe SVG plug-in is needed if you wish to use Zen’s SVG components.

Zen Reports

hammockZen comes with an extensible framework for defining and generating customized reports. A Zen Report is a special kind of Zen class that allows you to specify database reports in XHTML or PDF. Our graphical layout editor gives you complete control over the layout and appearance of reports, and allows the inclusion of (static) Zen charts and graphs. Reports may be output to a browser, or printed, either on the server-side or on a local printer. With Zen reports your Rich Internet Application can exactly replicate the reports users are accustomed to seeing, or easily generate useful new ones.

The Caché Advantage

Rich Web User Interfaces: Visually sophisticated, highly interactive pages can be generated that are visually more similar to GUI client/server applications than a traditional simple browser form with a SUBMIT button. The user finds the interactive format more natural and easier to use.

Fast Object-based Development: The utilization of pre-built components speeds development and makes it simpler to modify later.

Consistent User Interfaces: The component-based architecture makes it easier to define and enforce application-wide style and behavior guidelines.

Automatic Generation of Reports: Reports can be automatically created and printed, or sent to users’ browsers.